Масляное царство «Quicksilver»
Без чего не сможет работать ни один подвесной, да и любой другой двигатель? Конечно, без топлива. А еще? Правильно — без масла. Какое масло идеально подходит Вашему мотору, а какое - редуктору? Чем нужно смазывать вал гребного винта и можно ли ту же смазку использовать для подшипников? Ответы на эти вопросы вы найдете в настоящем обзоре горюче-смазочных материалов (ГСМ) марки “Quicksilver”, который мы в преддверии нового сезона предлагаем вниманию водномоторников.
Компания “Marine Power” — один из самых крупных производителей судовых установок, запчастей, аксессуаров и масел — выпускает две абсолютно одинаковые линейки ГСМ: “Mercury” и “Quicksilver”. Продукция под маркой “Mercury” больше распространена на американском рынке, под маркой “Quicksilver” — на европейском и российском.
Следует сразу ответить, пожалуй, на наиболее часто встречающийся вопрос: “У меня мотор другой марки, не “Mercury”. Могу ли я использовать масло “Quicksilver”?” Да, можете, об этом даже написано в буклете, прикрепленном к каждой канистре с маслом “Quicksilver”.
Компания производит три вида моторных масел: для двух- и четырехтактных подвесных лодочных моторов (ПЛМ) и четырехтактных стационарных двигателей “MerCruiser”.
Все моторные масла “Quicksilver” для двухтактных ПЛМ имеют минеральную основу, сертифицированы в соответствии со стандартом NMMA* TC-W3 (Two Cycle-Water)** и делятся на три группы: Premium, Premium Plus и DFI.
Масла группы Premium (выпускаются в канистрах емкостью 1, 4, 10 л) рекомендуется использовать для карбюраторных и впрыскных подвесных моторов любой мощности, а также прочих двухтактников (скутеры), а также бензопил, генераторов и пр. Масла группы Premium Plus (также доступны в канистрах емкостью 1, 4, 10 л) рекомендуется использовать в мощных (выше 125 л.с.) двухтактных подвесниках, работающих в тяжелых условиях. Если Вы — профессиональный рыбак или спасатель и режим работы вашего мотора — восемь часов в день на постоянно высоких оборотах, масло “Quicksilver Premium Plus” — для вас. В последние три-пять лет практически все производители начали выпускать двухтактные подвесные моторы с системой прямого впрыска топлива. У Mercury такие двигатели называются OptiMax, а система прямого впрыска топлива — DFI (Direct Fuel Injection). Условия работы трущихся пар в подобных моторах более напряженные — отсюда и более жесткие требования к качеству моторного масла, которым полностью соответствует масло “Quicksilver DFI” (выпускается только в 4- и 10-литровых канистрах). Кстати, масла Premium Plus и DFI взаимозаменяемы и могут использоваться как в моторах с системой DFI, так и в обычных высоконагруженных ПЛМ.
Заметьте, что вопреки бытующему среди водномоторников мнению, основой для всех двухтактных масел “Quicksilver” является минеральное масло, а соответствие жестким требованиям, выдвигаемым к качеству масел Premium Plus и DFI, достигается за счет использования различных специально разработанных пакетов присадок, состав которых “Mercury” (как и любой другой производитель) держит в строгом секрете.
Система смазки четырехтактных подвесных и стационарных моторов организована подобно автомобильной. Поэтому система классификации минеральных масел “Quicksilver” для четырехтактных судовых установок знакома каждому автолюбителю. Итак, если Вы обладатель четырехтактного подвесника (карбюраторного или с системой впрыска топлива), то ваше масло — “Quicksilver SAE 10W-30” (API SJ, CF-2, CH-4).
Обладателю катера со стационарным бензиновым двигателем, например “MerCruiser”, рекомендуется использовать масло “Quicksilver SAE 25W-40” (API SJ, CF-2, CH-4). Однако, как мы видим, масло имеет класс CH-4 по классификации API, что позволяет использовать его и для дизельных моторов. Это можно делать при отсутствии масла “Quicksilver SAE 15W-30”, которое специально предназначено для дизельных моторов (“MerCruiser”).
Кстати, интересный факт: до 2005 г. в мире не существовало единого стандарта масел для четырехтактных подвесных моторов, и потребители зачастую применяли для смазки своих ПЛМ автомобильные моторные масла. Однако эксплуатация ПЛМ имеет ряд существенных особенностей. Поэтому с 2005 г. ассоциация NMMA ввела обязательную сертификацию моторных масел для четырехтактных ПЛМ FC-W (Four Cycle-Water). В начале 2004 г. “Mercury” презентовала свою новинку: четырехтактник “Verado”, который был признан самым совершенным подвесным мотором в мире. Со стороны производителя было бы неразумно вложить 100 млн. долл. в создание новейшего мотора и не позаботиться о его надежной работе. Поэтому специально для моторов “Verado” (а также любых других четырехтактных ПЛМ) существует синтетическое масло “Quicksilver SAE 25W-40” (выпускается в канистрах емкостью 1 и 4 л), которое полностью соответствовало стандарту FC-W еще до его разработки и вступления в силу.
Кроме того, “Quicksilver” расширил линейку масел для стационарных двигателей, пополнив ее синтетикой “Quicksilver SAE 25W-40” и официально разрешив использовать ее как в бензиновых, так и в дизельных стационарах.
Еще один интересный факт: компания “Marine Power” не выпускает гидроциклы, что не мешает ей иметь в своей гамме специальное синтетическое масло “Quicksilver PWC API TC”*** для гидроциклов “Bombardier Sea-Doo”, “Yamaha WaveRunners” и прочих марок.
Внимание: Данное масло нельзя использовать в двигателях, если производитель рекомендует масло TC-W3.
Трансмиссионные масла
Следующий по важности узел мотора — редуктор, или “нога”. Условия работы трущихся пар в редукторе несколько иные, и для его смазки “Marine Power” были разработаны специальные трансмиссионные масла “Quicksilver Premium”, “High Performance” и “HP Dry Sump”. Основа всех трансмиссионных масел также минеральная, а специально подобранный пакет присадок снижает появление эмульсии при попадании воды в корпус редуктора и обеспечивает высокую смачиваемость трущихся поверхностей. Масла группы Premium соответствуют классу SAE 80W-90 и рекомендуются для использования в редукторах любых подвесных моторов.
Масла группы High Performance соответствуют классу SAE 85W-90 и предназначены для поворотно-откидных колонок “Alpha” и “Bravo I / II / III”. Кроме того, эти масла можно (и рекомендуется) заливать в редуктор нового подвесного мотора в период обкатки — в течение этого периода зубья шестерен прирабатываются друг к другу и условия работы наиболее тяжелые. В период нормальной эксплуатации ПЛМ лучше использовать трансмиссионное масло “Quicksilver Premium”. Оба типа трансмиссионных масел выпускаются в тюбиках и канистрах емкостью 0.296, 1, 10 и 60 л.
Группа же масел HP Dry Sump — для спортсменов, использующих моторы и редукторы с системой смазки с сухим картером.
Специальные смазки
Список компонентов, нуждающихся в смазке, на этом далеко не заканчивается. Например, для узлов, расположенных ниже ватерлинии, была разработана специальная пластичная смазка “Quicksilver 2-4-С”, содержащая тефлон. Ее нужно наносить на шлицы приводных валов (обязательно — на шлицы вала гребного винта), детали системы откидывания мотора, наконечники тросов газа/реверса и прочие компоненты, соприкасающиеся с водой — тефлон в составе смазки обеспечивает прекрасную защиту от влаги.
Кроме того, в арсенале защитных средств “Quicksilver” — специальные пластичные смазки для шлицевых (“Engine Coupler Spline Grease”) и карданных соединений (“U-Joint & Gimbal Bearing Lubricant”), для игольчатых подшипников / внутренних полостей двигателя (“Needle Bearing Assembly Lubricant”) и шеек распределительного вала (“Camshaft Assembly Lube”). Многоцелевые универсальные смазки-спреи — “Special Lubricant 101”, “Anti-Corrosion Grease” и “Corrosion Guard” — рекомендуется использовать в любых точках смазки, кроме подшипников качения. При их создании особое внимание уделялось таким качествам, как защита от влаги, коррозии и высокого удельного давления.
Уход за мотором
Периодически мотор даже при самом заботливом уходе требует чистки, обслуживания или ремонта. Для этого “Quicksilver” предлагает следующие расходные материалы: спрей-очиститель “Power Tune Engine Cleaner” удалит из камеры сгорания и каналов топливной системы нагар и смолистые отложения, а очиститель “Marine Parts Degreaser & Cleaner” — грязь с внешних компонентов мотора; консервирующее средство “Storage Seal” превосходно защитит металлические части от коррозии при длительном и/или межсезонном хранении; универсальный герметик “Perfect Seal” и специальные — “Liquid Neoprene” (герметизация электроразъемов) и “Silicone Dielectric” (удаление влаги с высоковольтных проводов, катушек зажигания и электропереключателей) позволят забыть об утечках, искрении в электропроводке и ненадежных контактах; область применения жидкости “Power Trim & Steering Fluid” видна из названия — система гидроподъема мотора и гидравлическое рулевое управление скажут вам “спасибо”; антифриз “Marine Engine Coolant” для замкнутых систем охлаждения стационарных двигателей “MerCruiser” позволит забыть о чертовски дорогостоящих “разморозках” блока цилиндров двигателя: температура кристаллизации антифриза –38°. герметик “Bellows Adhesive” предназначен для выхлопных патрубков; герметики “Loctite” — для резьбовых и трубчатых соединений, так называемый “Master Gasket Sealant Kit” — используется при капремонте двигателя вместо обычных прокладок.
Очень хотелось бы включить в данный обзор и специальные краски “Mercury”, и топливные присадки, и осушители влаги. Однако, стоп! Это уже другая, не менее емкая тема, которую мы рассмотрим в следующих номерах журнала.
Более подробную информацию о ГСМ “Quicksilver” вы всегда можете получить у дилеров компании “AquaDrive”.
* NMMA — National Marine Manufacturers Association — Национальная ассоциация производителей морского оборудования. Создана в 1960 г. для систематизации и сертификации продукции, связанной с морской и речной техникой. Является единственной организацией, стандарты которой обязательны к применению во всех странах мира.
** TC-W3 — стандарт для сертификации масел для подвесных лодочных моторов. Пришел на смену действовавшему ранее стандарту TC-W2.
*** API TC — стандарт для сертификации масел двухтактных моторов, работающих на суше (к которым приравнены моторы гидроциклов и некоторых лодок).
/ Катера и яхты, №20 (201) / 2006