В связи с развитием береговой инфраструктуры все актуальнее становится задача пополнения нашего малого флота специализированными рабочими судами, в первую очередь теми, что способны прийти на помощь всем, кто набрал телефонные номера 01, 02 или 03. И если МВД еще как-то справляется со своими обязанностями на воде, по крайней мере, в крупных прибрежных городах, то пожарные пока вряд ли могут похвастаться наличием развитого флота «быстрого реагирования». А потребность в нем, особенно с повсеместным вводом в строй плавучих заправочных и бункеровочных станций, растет.
Сотрудниками водно-спортивной лаборатории спортивного технического клуба «Патриот», под руководством заведующего Кузнецова Сергея Александровича был изобретен и испытан малый пожарный катер быстрого реагирования (МПК-1).
В основе катера моторная лодка «Master-600» производства Адмиралтейских верфей г. Санкт-Петербурга. Имеет длину корпуса 6 м, ширину 1 м 75 см, грузоподъемность 800 кг и осадку 10 см. Движителем судна и одновременно водяной помпой является подвесной водометный мотор Mercury JET F 40. В комплекте катер показал хорошие скоростные качества и повышенную проходимость в труднодоступных местах рек и по мелководью. Мощность мотора обеспечивает подачу струи воды на расстояние до 70 м или на высоту до 50 м. Для маневрирования и удержания лодки на месте при работе помпы установлен дополнительный подвесной мотор малой мощности Mercury F 6.
Пожарный катер может быть использован для предотвращения возгорания разливов нефти, для тушения объектов, расположенных по берегам рек: судоремонтных заводов, яхт-клубов, баз отдыха, пионерских лагерей, а также судов, дебаркадеров и причалов. Имеет возможность собирать нефтепродукты с поверхности воды и подавать их в резервуар для сбора, посредством водометного движителя и пожарных шлангов. Предупреждать распространение мазутного пятна, а также смыв нефтепродуктов с берегов.
- Особенность работы катера заключается в специальной насадке (уловителе), - поясняет автор идеи С.А. Кузнецов, - с её помощью забирается струя воды из водометного движителя и подается на лафетный ствол, а также в два пожарных рукава диаметром 51 мм и 68 мм. Высота водяного столба - 50 м., давление в магистрали - 8 кг/см2. Производительность - 5000 т/мин.
- Пожалуй любому яхт клубу понадобится такой катер, учитывая тот факт, что пока пожарные пробьются сквозь городские пробки, тушить уже будет нечего. Катер принимал участие в учениях по предупреждению и ликвидации ЧП техногенного характера, проходивших в июне в г.Азове Ростовской области, где и проявил в деле свои лучшие качества –мобильность и оперативность.