Сегодня мы хотим рассказать о водном походе, организованном СТК «Патриот». Рассказывает руководитель клуба Кузнецов С.А.
В июне этого года нашим клубом был организован очередной поход на катерах. Многие любители водного туризма знают о том, что наш клуб регулярно проводит подобные мероприятия, и мне всегда приятно поделиться с ними опытом. Мы уже организовывали переходы по маршруту ст. Вешенская – Ростов-на-Дону, отправлялись в Ейск, Азов, Таганрог. Мы постоянно осваиваем новые маршруты, чтобы потом посоветовать другим, куда можно отправиться.
В этот раз мы выбрали Маныч. В месте впадения в Дон это река кажется незаметной, но выше по течению открываются потрясающие по своей красоте виды. Бескрайние просторы большой и чистой реки, Веселовского и Пролетарского водохранилищ, озера с чистой водой и обилием рыбы. Район Маныча отличается низкой плотностью населения, и это позволило сохранить нетронутые уголки дикой природы. Во время перехода мы не раз замечали красивейшие дикие берега, картинные пейзажи донской природы, разнообразие птиц, в том числе водоплавающих, которые с удивлением наблюдали за проходящими катерами.
Мы убедились, что Маныч и водохранилища не отличаются большим количеством катеров, особенно в летний период. Охотники и рыболовы выходят на реку в основном ранней весной или осенью, когда идет охота, а летом эти огромные водные просторы почти безлюдны. Когда смотришь на эти горизонты воды, удивляешься, почему такая река не работает на людей. Конечно, можно рассматривать эти места как заповедную зону, но можно и развивать как одно из перспективных туристических направлений.
Маршрут наш назывался «Моя малая родина» и проходил под эгидой партии «Единая Россия». Участниками перехода были доставлены знамена лучшим отделениям партии в Ростовской области в х. Веселый и в г. Пролетарске.
Для меня этот поход на Маныч не первый. Мы уже ходили в Пролетарск 9 мая 1993 г. Тогда отмечался день победы и 100 лет со дна рождения Семена Михайловича Буденного. Отмечались эти события широко, с размахом, и нам очень понравились и празднования, и сам поход, поэтому мечта повторить его родилась давно. В походе в Пролетарск в этом году участвовало двое из участников похода в 93-м году.
В нынешний поход мы пошли на 8 катерах. В основном это были катера Сильвер Hawk, Сильвер Хаски, Норд Сильвер Про и два спортивных катера, на которых шла молодежь. Участником похода мог стать любой желающий. Например, к нам присоединился человек, не являющийся членом клуба, и получил огромное удовольствие от этого мероприятия. Как заметил Александр Беляев – любитель, путешествовавший с нами, очень интересным участком трассы был участок между шлюзами. Это самый захватывающий участок дороги, потому что изобилует поворотами, а когда постоянно рулишь на большой скорости, отвлекаться не приходится, движение немонотонное и ощущаешь прилив адреналина.
Дорога до Пролетарска не очень длинная, всего 232 км по воде. Преодолели мы это расстояние за 6 часов, потому что часть времени отнял процесс шлюзования. Как вы, наверное, знаете, чтобы добраться до Пролетарска по воде, надо преодолеть два гидроузла – Усть-Манычский и Веселовский. В первом поднимают воду на 3 метра, во втором - аж на 7,5 метров. Одним из дополнительных полезных моментов нашего путешествия как раз стало совершенствование практики шлюзования – не все судоводители имеют такой опыт, тем не менее, он очень важен, если человек планирует в дальнейшем отправиться в дальний переход, например по Волге, так как в таком путешествии придется преодолевать не один шлюз. Опять-таки, это была хорошая практика вождения, как на малых реках, так и на больших водоемах, где надо уметь ориентироваться по приборам, по GPS, по компасу, уметь читать карту.
Готовясь к такому переходу, стоит заранее прорабатывать маршрут и договориться о ночевках в районе Пролетарска, можно разместиться и на базах отдыха Сальска. Базы в этих местах очень хорошие, но нам не удалось на них остановиться в этот раз, так как это был период празднования дня России, было 3 выходных дня и все хорошие базы были заполнены отдыхающими.
Две ночи мы ночевали в Пролетарске, дома у моего товарища, также участвовавшего в нашем походе. Хочу выразить ему отдельную благодарность за оказанную помощь. Михаил Максименко – коренной житель Пролетарска, был одним из идейных вдохновителей этого похода. Благодаря ему, мы имели хороший ночлег и питание, а также он помог с организацией заправок катеров.
Конечно, я как руководитель, не могу не отметить и некоторые сложности путешествия. Как я уже говорил, в походе участвовало 8 катеров, а в таких условиях важно, чтобы была дисциплина. Ведь мы должны были идти строго по графику из-за того, что нам предстояло шлюзование. А шлюз для каждого по отдельности открывать не будут. Помимо этого на мне лежала ответственность за курсантов ростовского речного училища, которые были на двух катерах. Вообще же в таких походах намного лучше узнаешь людей, потому что в относительно экстремальных условиях проявляются все качества человека. Я, например, взял с собой в поход свою дочь, и это помогло нам больше узнать друг друга, да и просто с удовольствием провести время вместе, потому как в жизни нас будни пожирают.
Во время нашего похода мы провели показательные выступления на спортивных катерах, так как еще одной из наших целей было показать, что в Ростове есть водно-моторный спорт европейского уровня, и показать наши спортивные лодки.
Здесь я хочу рассказать немного о самих катерах. Путешествие стало своеобразным тест-драйвом, во время которого мы смогли понять каждую лодку при движении не только на открытых водоемах, таких как Веселовское и Пролетарское водохранилища, но и почувствовать, как ходят лодки по совсем тихим рекам, так как трасса у нас была универсальная: Дон - относительно широкая река, на которой начинается волна, когда поднимается «низовка», Маныч - узкая и спокойная из-за того, что обрамлена камышами, и обширные просторы Веселовского и Пролетарского водохранилищ.
Когда мы шли в Пролетарск, погода была великолепная, стоял штиль, но лодкам часто приходилось преодолевать продольные волны от катеров-участников похода, потому что в процессе движения участники часто перестраивались для фотосессий. Не каждая лодка может преодолевать такие волны благополучно, но наши участники с этим справились. Дорога обратно стала испытанием для катеров - поднялся западный ветер, и была встречная волна. Но все катера были выбраны большие, 6-7 метров длиной, а также спортивные лодки с большой килеватостью, поэтому все преодолевали волну без проблем. Очень пригодились тенты, которыми оборудованы эти катера, причем не только для того чтобы укрыться от дождя, который несколько раз начинался, но и чтобы укрыться от солнца. Конечно, мы обратили внимание и на обитаемость катеров. Когда в катере практически живешь 2-3 дня, понимаешь, насколько важна организация внутреннего пространства, наличие места, где можно перекусить прямо на борту, не разбивая лагерь на берегу, чтобы не терять время. Очень хорош в этом отношении Сильвер Про, который оборудован высокой крышей, а значит не надо устанавливать тент, у этого катера есть передний и верхний люки, что обеспечивает хорошую вентиляцию кокпита – в нем нежарко, в нем можно отдохнуть и перекусить.
Многие могут похвастаться, что были на Маныче, но тех, кто прошел по всему Манычу до Пролетарска, немного. Такое путешествие приятно отличается от путешествия на автомобиле по напряженным и пыльным дорогам. Единственное, что действительно достаточно проблематично в таком походе – шлюзование. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы все судоводители-любители могли беспрепятственно шлюзоваться. Это серьезно бы увеличило количество путешествующих, что в свою очередь благоприятно отразилось бы на состоянии рек: они бы меньше зарастали травой, да и браконьерских сетей, которые полностью перегораживают реки, было бы меньше, к тому же двигатели, особенно импортного производства, отличающиеся экологичностью, аэрируют воду, т.е. насыщают воду кислородом, которого недостает в жару рыбам. В прошлом году мы наблюдали последствия заброшенности рек, например, на Мертвом Донце, где рыба просто задыхалась в горячей воде. Поэтому развитие водного туризма будет полезно и для экологии.
Уже сейчас мы планируем новый поход в следующем году. Мы собираемся довезти катера автотранспортом до Пролетарска и от Пролетарска по воде отправиться на Маныч-Гудило. Это уникальное реликтовое озеро является природным заповедником международного уровня, и было бы очень интересно развить этот новый туристический маршрут. Одна часть этого озера расположена на территории Ростовской области, другая на территории Калмыкии, так что, возможно, мы пройдем даже в Калмыкию. Может быть, удастся разработать комбинированный маршрут, который пройдет в два этапа: водный, с отдыхом на базах Сальска или Пролетарска, а дальше конное путешествие по сальским степям, для тех, кто умеет – верхом, кто не умеет – в фаэтоне. Развитие туризма было бы очень полезно для экономики края – начнут возрождаться базы, а это значит, что появятся новые рабочие места, определенный бизнес. Ну а пока это только начинает постепенно возрождаться.